УТИЛЬСБОР С 29 ОКТЯБРЯ 2023 ГОДА СТАЛ ЕЩЕ ВЫШЕ
Неожиданно, без какого-либо предупреждения в СМИ 29 октября 2023 года стало известно о повышении стоимости уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним.
Давайте подробнее разберемся в вопросе.
УТИЛЬСБОР НА АВТО: ЧТО ЭТО ТАКОЕ
Утильсбор – это разовый платеж в пользу государства, который необходимо осуществить при ввозе автомобиля из-за рубежа в Россию.
Уплата утильсбора подразумевает, что уплаченные в качестве налога средства в будущем будут направлены на утилизацию авто. Для нас же – это еще один сбор, который в конечном счете увеличивает итоговую стоимость автомобиля на рынке.
УТИЛЬСБОР С 29 ОКТЯБРЯ 2023 ГОДА: В ЧЕМ СУТЬ ИЗМЕНЕНИЙ?
Очередные изменения по уплате утильсбора уже вступили в силу и действуют с 29 октября 2023 года. Подробный текст содержится в Постановлении Правительства РФ №1722 от 17 октября 2023 года «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года №1291».
Первое, на что следует обратить внимание, — это изменение ответственного за уплату утильсбора органа власти. С 29.11.2023 следить за уплатой утильсбора будет Федеральная таможенная служба (ФТС, вместо налоговых органов).
Второе – это новые условия получения льготы по тарифу утильсбора.
|Примечание. До внесения изменений для частных лиц действовали льготные тарифы утильсбора. Так, например, суммой в 3400 рублей облагалось авто не старше трех лет с двигателем объемом менее 3х литров, привезенное физическим лицом из Беларуси, Армении, Казахстана. Если авто старше трех лет – сумма увеличивалась до 5200 рублей.
Новый же документ анонсировал ряд дополнительных условий, при соблюдении которых будет возможным получить льготы по тарифу утильсбора:
- Указание в бланке расчета утильсбора то, что ввозимый автомобиль предназначен для личного пользования.
- Постановка ввозимого авто на учет в ГИБДД не позднее 12 месяцев с даты оформление таможенного приходного договора. При чем, постановка на лицо, являющееся плательщиком утилизационного сбора.
- Автомобиль, ввозимый на территорию России из стран ЕАЭС, не проходил таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом ЕАЭС (кроме транзита).
Кроме пунктов, разъясняющих при каких условиях можно получить льготную ставку утильсбора, ФТС привели и ряд условий, по которых льготная ставка утильсбора действовать не будет:
- В случае, если одним физическим лицом производится ввоз второго и последующих транспортных средств в срок менее 12 месяцев с даты ввоза первого ТС.
- В случае, если физлицо совершило перепродажу ввезенного транспортного средства в срок менее 12 месяцев с даты ввоза ТС.
|Примечание. В этом случаи, физлицу придется уплатить разницу по ставке для юридических лиц.
Кроме условий получения/отмены льготной ставки утильсбора, Постановлением утверждены новые правила предоставления расчета утильсбора и подтверждающих документов. Так, например, подтверждающие документы по новым правилам следует подать до выпуска. Если ТС ввозится из ЕАЭС – не позднее 5ти рабочих дней с момента фактического пересечения авто границы России.
|Примечание. Уполномоченный орган – таможня – получила право требовать предоставить ввозимое транспортное средство на осмотр. Это касается ТС, ввозимых из стран ЕАЭС.
ТАРИФЫ НА УТИЛЬСБОР 2023
Тарифная сетка по уплате налога на утильсбор выглядит следующим образом:
Объем двигателя |
На авто до 3х лет для личного пользования |
На авто от 3х лет для личного пользования |
На авто до 3х лет на продажу |
На авто от 3х лет на продажу |
0-1 л |
3 400 |
5 200 |
81 200 |
207 200 |
1-2 л |
3 400 |
5 200 |
306 000 |
528 800 |
2-3 л |
3 400 |
5 200 |
844 800 |
1 279 000 |
3-3,5 л |
970 000 |
1 485 000 |
970 000 |
1 485 000 |
Более 3,5 л |
1 235 200 |
1 623 800 |
1 235 000 |
1 623 800 |
Электромотор |
3 400 |
5 200 |
3 400 |
5 200 |
ЗАЧЕМ НУЖНЫ ТАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Основная цель – «серые дилеры». Изменения в правилах уплаты утильсбора должны помешать их деятельности. Если раньше «серые дилеры» ввозили неограниченное количество автомобилей и оформляли их как физлица, то теперь сделать это же не удастся.
Кроме того, с 1 августа 2023 года была пересмотрена ставка утильсбора для физических и юридических лиц – разрыв значительно увеличился. Подробнее в нашей статье «5-10% к стоимости авто. Уже в августе НОВОЕ подорожание. Почему так происходит». Соответственно, государство планирует получить больше прибыли с ввозимых в страну автомобилей.
ЧТО БУДЕТ С ЦЕНАМИ НА АВТО?
Однозначно – автомобили подорожают в цене. И скорее всего, полная стоимость «растаможки» и стоимость утилизационного сбора будут включаться в итоговую стоимость транспортного средства. Как официалами, так и «серыми дилерами». Кроме этого, количество предложений параллельного импорта, скорее всего, сократиться, что позволит официалам на свое усмотрение поднимать цены на авто. В такой ситуации, спрос на новые автомобили сократиться, а вторичный рынок среагирует моментально – все тем же ростом цен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конечно, все эти нововведения не приведут к полному исчезновению рынка в целом или «серого» параллельного импорта в частности.
Слабые и случайные торговцы выбудут из этой сферы, а большинство перейдет на схему работы «под заказ» с включением утилизационного сбора в стоимость. Самые сильные игроки будут иметь в наличии самые востребованные модели.
В целом же, цены на автомобили вырастут, и мы все почувствуем это, но повлиять – увы, не сможем.